Всем одиннадцать раз привет!

 

Вдоль Днестра. Молдова. Приднестровье. Украина




Федерация спортивного туризма Украины

Спортивный туристский клуб «Одесса»

 

ОТЧЕТ

о велосипедном спортивном туристском походе

третьей категории сложности

вдоль Днестра по Молдове, Приднестровью и Одесской и Винницкой областей

 

совершенном с 2 ноября по 8 ноября 2012 г.

 

 

 

1. Справочные данные о туристском спортивном походе

 

1.1 Организация, проводящая поход: спортивный туристский клуб «Одесса».


1.2 Параметры похода:

 

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность

 

Срок проведения

Общая

Ходовых дней

велосипедный

третья

518

7

7

2 – 8 октября 2012

 

 

 

 

Дата День км за день Средняя ск набор высоты Высота ночевки Грунтовки
2 ноября 2012 р. 1 38 14,22 136  191 1
3 ноября 2012 р. 2

95 

12,04 1054 79

60 

4 ноября 2012 р. 3 71 9,98 1164 143 71
5 ноября 2012 р. 4 70 11,28 880 247 26
6 ноября 2012 р. 5 74 12,89 897 163 3
7 ноября 2012 р. 6 72 10,78 1172 180 20
8 ноября 2012 р. 7 98 13,79 669   20
    518   5972   201

 

 

1.3 Район похода: Одесская область, ПМР, Молдова, Винницкая область.

 

 

1.4 Нитка маршрута: Одесса(поезд)-Котовск-Демьяновка-Красные Окны-Новая Маловата-Маркаунцы-Бранешты-Бутучены-Требужены-Фурчены-Цыпово-Бучушка-Сахарна-Резина-Куратура-Алчедар-Шипка-Солданешты-Гиндешты-Гура-Каменчий-Черепково-Воловица-Сороки-Цекиновка-Иванков-Севериновка-Должок-Шумы-Ольшанка-Файгород-Дмитрашовка-Студеная-Баштанков-Сербы-Кодыма-Александровка-Затишье-Мурованая-Любомирка-Котовск-Петровка(элетричка)-Одесса

 

1.5 Участники похода: 


№ п/п      ФИО                                               Год рождения            Обязанность в походе

1  Уразбахтин Александр Борисович                 1977                       Руководитель
2  Швак Игорь Орестович                                 1980                       Механик
3  Труш Тарас Теодорович                                1974                      
Повар 

 

 

 

 

2. Организация туристского спортивного похода 

2.1 Маршрут путешествия.

При разработке нитки маршрута вначале за основу был разработан маршрут начинающийся из Котовска. Первая часть маршрута должна быть проложена вдоль Днестра со стороны Молдовы, а вторая - вдоль Украины с отходом в сторону интересных мест. В связи с затянувшимися дождями в Молдове маршрут был изменен по намеченным заранее дополнительных участкам.

Основной целью нашего велосипедного похода был обзорный осмотр основных природных и историко-культурных достопримечательств Молдовы большей частью. Берега Днестра имеют высоту порядка 200 м, круто обрываются и прорезаны глубокими оврагами. Всё это обещает интересный маршрут и в спортивном отношении, изобилующий подъемами, сложными грунтовыми дорогами и тропами. также форсирование Днестра по пути следования на всех возможных пантонных переправах. Так как этот поход нес экспедиционный характер (все были в первый раз) то предполагалось несколько запасных вариантов маршрута (непроходимые грунты) чем частично и воспользовались.

При разработке нитки маршрута вначале за основу был разработан маршрут начинающийся из Котовска. Первая часть маршрута должна быть проложена вдоль Днестра со стороны Молдовы, а вторая - вдоль Украины с отходом в сторону у достопримечательствам. В связи с затянувшимися дождями в Молдове маршрут был изменен по намеченным заранее дополнительных участкам. 

Основной целью нашего велосипедного похода был обзорный осмотр основных природных и историко-культурных достопримечательств Молдовы большей частью. Форсирование Днестра по пути следования во всех возможных пантонных переправах. Так как этот поход нес экспедиционный характер (все были в первый раз) то предполагалось несколько запасных вариантов маршрута (непроходимые грунты) чем частично и воспользовались.

2.2 Транспорт.

Очень удобен вариант подъезда на маршрут электричкой до Петровки. В четных вагонах электрички удобно перевозить велосипеды и груз, так как там предусмотрены соответствующие места. Или проходящими поездами до Котовска в случае загрузки электрички.
Назад с Петровки электричкой.

2.3 Аварийные выходы из любой точки маршрута можно организовать многочисленными маршрутками, идущими с Кишинева и ПМР на Одессу. Или выход на жд ветку Вапнярка -Одесса,  добравшись к ним на любом грузовом транспорте.

2.4 В связи с изменением погодных условий (начались дожди) маршрут заменить маршрут Сороки-Могилев-Подольский и выйти сразу с Сорок на Украины в Винницкую область. 

2.5 Питание:

Рацион питания составлялся с учетом того, что весь маршрут проходит по населенной местности. Для каждого дня были составлены дневные меню, предусматривающие определенный набор продуктов.

При этом, горячее питание в большинстве случаев планировалось двухразовым, состоящим из двух блюд и зимний режим перекуса с чаем в термосе и салом в обед. Как показал опыт похода, на данном маршруте практически везде можно за 1,5 – 2 часа приготовить горячую пищу.

Для быстрого приготовления пищи использовались мультитопливная горелка. Что позволяла готовить в местах где разводить костер не желателно.  Такая организация питания позволила сохранить нормальную работоспособность на всем протяжении маршрута.

 

3. График движения

 

 

 

3.1 Схема маршрута

 

 

3.2 Высотный график маршрута

 

 

4. Техническое описание маршрута. 

 

Первый день, 2 ноября, пятница

 

Добравшись в город и дальше на ж/д вокзал столкнулись с пятничным студенческим и заробитчанским ажиотажем на дневную электричку. Причём места вплоть до стоячих были мгновенно заняты постоянными пассажирами. Едим на московком поезде до Котовска.  

Оттуда двинулись в район с. Демьяновка. На спуске влево вверх от автотрассы (там расположен информативный стенд) идет лесная грунтовка, пройдя по которой около 150 метров разбили лагерь на небольшой поляне.

За день пройдено 34км (включая 14км по Одессе до вокзала)

 

Второй день, 3 ноября, суббота

 

C утра по росе спокойно собираемся. Настраиваем навигационные приборы. Мы привязаны к погоде и от этого зависит маршрут. День обещает быть сухим . 

Вскоре после выхода на трассу въезжаем в приграничную область.

   Дороги здесь такие вверх-вниз. Не успев вкатиться натыкаемся на границу. Нам дали такие вот пропуска, которые отдаём при выходе из зоны - оригинальное решение. Проходим затем и приднестровское КП. Дорога после становится только пересечённей.

Едим грунтовками напрямую к нашей очередной цели - пантонной переправе. Не пропускаем село Роги.

Когда спускались к селу Нова Моловата, на первой же площади, возле административного здания замечаем молдовские флаги.  Просто фиксируем этот факт, проезжая, и опускаясь ниже. Как окажется далее - мы оказались в Молдове без въездного штампа. А выездное КП с Приднестровья находится скорей всего на основной дороге. 

Приезжаем меньше чем за полчаса до отплытия. На данный момент время отплытия на стенде - 11:30, 13:30 и т.д. Проезд бесплатный. Делаем перекус. Фотографируемся.

 

На другом берегу уточняем у местных погранцов что, да как. Они сказали, что в принципе ничего страшного - надо просто объяснить ситуацию с въездными штампами на выезде из страны. Узнав что у нас в планах выезд в Могилев-Подольском - уже не были так уверены, там "жесткая" граница.

Обмена валют на  украино-приднестровском КП не было. Пробуем купить за доллары хлеб здесь. Безрезультатно. Движемся дальше. Тут же замечаем на берегу мажорных товарищей, возящихся с прогулочными мини-яхтами. Нас направляют немного дальше к человеку на мерседесе. Который  после небольшого разговора про то про всё, сделал реверанс что ему вверх подниматься но он такой хороший - поменял нам 10$ аж на 110лей.

из села При выходе из села сворачиваем от реки. Делаем интересный подъём. Вверху беснуются камазы с землей, всё в пыли. Как можно быстрей проскакиваем и смотрим первый раз сверху на Днестр.

Далее по полевой дороге вперемешку с тропинками вдоль поля в направлении плотины. На покрышки попадают кавунцы, но резина у нас правильная, поэтому не обращаем внимания.

Дальше дорога по полям и вдоль виноградников идёт к ущелью Орфея. Делаем небольшой крюк по грунтам через Машкауцы в Бранешты для разведки подходов к выработкам известных своими рисунками возле бывших винных холодильников.

Вышедши обратно, спускаемся к селу Бутучены, поднимаемся на осмотр церкви. И выше на склон. Смотрим на виды. Уже, обратно, когда въезжаем в само село - смотрим по сторонам - село как село - но полно дорогих машин. Не выдержав, спрашиваем у местных селян, оказывается подвели асфальт к церкви. Дальше замечаем вкрапления дорогих домиков-гостиниц. Такая закономерность будет проявляться и дальше. Где асфальт там и дорогие  джипы  столичных жителей.

После асфальтового подъема из села, на развилке, осматриваем остатки крепости, вернее остатки её фундаментных укреплений

Видим перед селом Требужены в середине склона пещеры, выработки - см.фото  появляется мысль туда подняться и заночевать но всё же едем дальше - там как не удобный подъем и близость села. Отъехав дальше от людей  - возвращаемся к видам вдоль речки Реут. Рядом через мост коровник. Для ночевки поднимаемся немного по накатанной лесной грунтовке вверх, повыше в лесок. По качеству дороги предполагаем что грунтовые накатанные дороги используются активно - а утром попасть в поле выпаса скота не хотелось. На развилке же находим отвлетление - уже поросшая травой см. фото. Находим полянку по ровней и менее заросшую и делаем лагерь.

За день пройдено 95км

 

Третий день, 4 ноября, воскресенье

 

Спускаемся к реке, переходим мостик. И едем вдоль красивых видов. Видим  оставленную, и судя по внешнему виду, недавно белую волгу.  Дорога делает излом налево и нам открывается чудесная панорама. 

Очевидно место лагеря местных пионэров-краезнавцев.

Тропинка петляет между появившимися деревьями. Река немного расширяется, появляются маленькие островки. В лоб подъезжаем к стаду корово-овец.

 

Дорога берёт вверх. Уже с другой стороны красивые виды вдоль реки. Подъезжаем к проложенной асфальтной дороги к какому-то комбинату. Но нам в другую сторону от неё. Делаем захватывающий грунтовый подъём вверх. И вверху как на мини-плато сельские поля. Вполне успешно форсируем.

Въезжаем на интересную дорогу - почти без постоянных спусков-подъемов, как бы по самому гребню. Вдоль дороги растёт орешник. При первой случае делаем привал.

По укатанной и даже местами посыпанной грунтовке въезжаем в село Цыпово. Заходить в церковь где рядом куча понаехавших жипов никто не желает. Поэтому сделал не больший осмотр местности сверху.

Решаем сделать обед. + выглянуло солнце. Сало традиционно хорошо шло зимой в обед. В этот раз пошло тоже на ура. Причём шоколада не понадобилось. Спускаемся по каменному серпантину вниз к реке. Делаем осмотр вдоль реки, осматриваем пещерную часть церкви. Зайти сверху через действующую церковь вполне нормальная идея. каменный серпантин: градиент не видно и камней по-меньше

Далее едим к водопадам, причём у нас запланирован пойдём прямо из ущелья возле местной крыныци. Пытаемся по склону приподняться вверх чтобы выйти на тропку для туристов-пешеходников. Но после неудобного начала, делаем вылазку-осмотр. И принимаем решение ехать вдоль ручья внизу. Для этого делаем комплекс мероприятий для перехода на другую сторону. Там мини-трясины. Практически без потерь. Идём вдоль ручья. Всё в кочках и в заросшее. Но кострища говорят о правильности пути. Выгоревшие деревья. Местами даже подъезжаем. Соединяемся с обзорной тропинки. Начинаются встречаться путники. Одна парочка шла с полотенцами через шею. Типа крымских ван молодовости делаем предположение.

Напротив родника форсируем мощный ручей. Здесь даже типа полянки и мусора по-меньше. Вытаскиваем велы и себя вдоль оврага. Саша произносит вслух запомнившиеся выдержки из отчета Василия вслух, где его попутчики не верили что дальше есть дорога, а она там есть!

Поднявший наверх, упираемся в посадку-лес. Едим налево в глубь леса. Выезжаем к "заброшенному колодцу". Здесь штурман предлагает поехать не вверх-вправо и т.д., а влево - потом вниз к селу Бучушка, чтобы закупиться. Что и делаем.

По выезду  из села пытаемся вдоль Днестра по берегу проехать 1,5км до Сахарной. Но много мусора. И дальше река вплотную. Остаётся вариант идти разбувшись в реке или вернуться назад и пойти верхом. Хоть и не лето, но не это остановило нас - а время - поздней осенью световой день меньше. Темнота нас застала бы в аккурат осмотра в Сахарной... Немного возвращаемся. И поднимаемся в лучших традициях форсирований подъемов категорий 1А. После подъема дорога чередуется с пахатой поля но терпимо. Решаем стать здесь вверху с видом на реку. Но всё же спускаемся за водой в село.

За день пройдено 71км

 

Четвертый день, 5 ноября, понедельник

 

готовимся к завтраку в условиях дождя  

Уже с вечера начал подниматься ветер. А утром - уже дождило. Причём затянуто было всё. И мы поняли что это 2-3 на суток. Переодевшись в штромовую одежду, по-завтракали в палатке. Дождь периодически переходил в моросящий. Грунты были под вопросом. Оставалась маленькая надежда на песочность этих грунтов. Спустились к монастырю и прилегающие территории.

 

Дальше по асфальту поехали в Резину.

Дальше низом вдоль Днестра. Асфальт чередовался с подсыпкой. Первое время смущали ехавшие туда-сюда грузовики. Но за селом Солончени - мы увидели цель их вояжей - карьерчик. Дальше дорога становится условно чище за разбитым куском бывшего колхозного коровника.  Едим по второстепенке в сторону Тарасовки. Не доезжая Куратуры попадаем яблочный сад. Не выдержав и 500метров делаем небольшую остановку. Сад не огражден - это было последним фактором.

 

Загрузившись ими на перекус но весьма скромно, о чём немного потом жалели. Поехали неспеша перекусывая в сторону Алчедар. Дождь выровнялся - стал сильно-моросящим. Не доезжая села с интересным названием - произошел диалог с местными селянами не определяемого возраста, возможно из-за тряпок одетых на них неопределяемого цвета. Они ехали по залитой лужами условной насыпки на бричке. Вся обстановка, одежда напоминала век 19-начало 20-го. После традиционных вопросов, у Игоря, ведшему диалог, с трудом удалось удержать руль от неожиданности после вопроса: - У вас есть аккаунт на Facebook? (кстати, нету:) )

абедъ

Пробуем пройти по грунтовке к сторону Днестра - неудачно. Хотя упирались не на все деньги, так как были варианты. Возвращаемся. На перекрёстке сразу в Алчедаре увидели ещё советскую остановку. Где и сделали обед-перекус. И планируя обходные маршруты из-за непогоды. Решаем ехать. дождь стал просто моросящим. Но на низких участках - часто стал накатывать водяной туман. Звоник звонок с работы. Здесь вверху берёд украинская сотовая связь. Один из участников не выдерживает после очередного пришедшего сообщения, и останавливается чтобы поработать. В ходе вынужденной паузы решаем  попробовать ещё раз заехать в жесткие грунты, а там если удастся карабкаться к Днестру. Если нет - возвратиться и с чистой совести ехать дальше.

Перед развилкой на Мигулены вправо, сворачиваем на грунты в сторону Шипки. Вдоль леска дорога внушала оптимизм. Даже вдоль окраин села можна было смириться. Грунт цеплялся но на спусках частично стряхивался об переодически разбросанные булыжники, на которые мы специально стали наезжать. Далее пробуем проехаться по полевой накатке. Она шла вдоль посадки. К сожалению, посадка была заросшая ещё гибким кустарником. Что мало давало шансов пройтись посадкой в случае чего.  Через какое-то время. Получается после подъема на выполажевании - грунты сказали нет. Мы пытались надеясь что вот и вот и они станут песчаными. Ан нет они оказались не хуже куяльницких). Вынужденно возвращаемся. У ручья вместе с гусями в ручье скидываем грязь с велов до состояния вращающихся колес. Решаем закупиться тут же в селе. Местная валюта уже закончилась. В одной магазине продавщица не решается взять доллары, но говорят где можна. Нам меняют по курсу 120 с чем-то за 10$ в отличии от прошлого барыги. Набираем максимально продуктов сколько понадобится. Продавщица созванивалась с банком не желая на обмене зарабатывать. Причём чтобы потом обменять валюту в банке- ей надо отстоять очередь...

Проехали на больших скоростях город Солданешты. Дождь перешел с моросящего в маленький. За городом уже ехали вдоль трассы выискивая место для ночевки. Оно нашлось. Причём любопытное. Поставили лагерь в лесу. Даже занялись мелким ремонтом. Легли спать с надеждой на погоду. 

За день пройдено 74км

  

 

 

 

 

 

 Пятый день, 6 ноября, вторник

  

Проснулись неплохо - ещё бы спать по 10часов. Всю ночь шел дождь. Но палатка справилась на отлично. Не было даже намёков. Спокойно собрались. Ещё бы! - лес. Дождь продолжал идти, на время преходя в моросящий. Выехали на трассу.

Мини-перекус - на остановке. Отзваниваемся. Погода кардинально улучшаться не планирует. В лучшем случае не будет дождя.  Все интересные места по Молдове в направлении Могилев-Подольским находятся за непроходимой стеной вязких грунтов. В самом Могилеве ДОТ по одним сведеньям под замком - решаем не рисковать. Причём у нас есть запасной вариант. На пантоне в Сороках выйти на украинский берег. На приграничной Винницкой области тоже есть места, причём большинство участников там не было.

Обед в не отапливаемом магазине со столиками. Но было неплохо. Брали чай. Сало разрешили своё. Плохо открывалась дверь. Входящие селяне заходили - постоянно возникали мини-диалоги. Причём заметно не вооруженным взглядом. Заговоришь на русском - сразу настороженность и даже враждебность. Фактор Приднестровья - но оно уже закончилось по течении реки ниже. Как только Тарас попривествует  очередного зашедшего, помагая открыть заклиниющие двери, на украинском - так враждебности нет,  скорей нейтральность. Только по-молдавски между собою шушукаются -  украинцы сидят. Продавщица тоже чудеса арифметики проявила. Но то такое - мы перекусили не на улице и уже хорошо. Но по-ближе к Сорокам впечатление подтвердилось - что мы типа маленькая нация и обдурить кого-то по-больше доктор прописал. Это касается только этого района. Наверное, там как-то население обрабатывается. И виновников находят им на стороне - ну не местные начальники воруют же...

 

Перед спуском в цыганскую столицу.

 

Выезжаем к крепости. Хоть ещё нету 5-ти вечера она закрыта.

Объясняем ситуацию с визами на границе. Нам с акцентом на русском - говорят мы всегда рады туристам. Приводят в порядок всю бумажную волокиту. И мы идём на понтон. Проезд платный но не дорого. Фотографировать нельзя - приходится лезть в сумки доставать их) Отплыв, как советовал паромщик, фотографируем.

После границы - поднимаемся в село. Ищем воды. Спросили у первой встречной девушки. Узнав что мы с Одессы. Кидает свои дела и набираем нам с дому. Она комнатной температуры. Мы выпиваем по литру, наверное, каждый.

Становимся на ночевку засветло. Повыше от реки в посадке. Что оказалось правильным так как мокрый туман с утра был особенно злостным у реки.

За день пройдено 70км

 

Шестой день, 7 ноября, среда

   

Утро встретило нас беспробудным туманом. Начинало светать. Он стал спускаться вниз к реке, оставляя мокрые ветки и не опавшею листву деревьев. Дождя не было и это радовало. В очередной раз не заметели как сняли палатку :)

Лица у всех полностью не городские.    Дорога зовёт. Таки осень. Но уже примораживает. 

 Это место мы не могли проехать мимо - это не возле Куяльника (хот река Кульник не так уж далеко)

 

 В Ольшанке делаем небольшой осмотр пирамидного здания - музей-библиотеку Миколы Трублаини- советского украинского писателя, родившегося здесь в Крыжопольскогом районе Винницкой области.

 

 Погода немного улучшилась. Держим курс через Файгород. По всему видно что он оказался не у дел и мимо асфальтовых дорог. Уже дерево успело вырасти после установки остановки.

 Ехать практически невозможно по полевым грунтам, ну а по обочине с переменным успехом. Когда обочины обрывались пахотой, то шли по высокой траве. Делаем набор высоты. И под Дмитрашовкой делаем обед. Выходит даже солнце. Пробуем просушить часть палатки. Далее закупаемся в магазинчике в селе. Не забываем про лук и чеснок. В эту погоду самое оно. Музей-садиба известного диригента Павла Муравского. Перед Студеным проезжаем то что называется в wiki "краевид", а по сути местные там вывозят песок кто чем может. Само же село берём выше чтобы не терять высоту по немного подсохшей грязи. 

Набираем воды в Баштанкове. Тарас лихо общается на украинском с местными со всеми приветствиями типа "Здоровенькi були". Местные отвечали как надо. Хотя слово "ровер" не сильно понимали. Останавливаемся за селом по выше в леске.

За день пройдено 72км

 

 

 Седьмой день, 8 ноября, четверг

 

С утра туман совсем озверел. Принимаем решение выезжать тем более транспорта почти нет, хотя дорога полностью затянута туманом. Он продолжался почти до обеда. Затем плотность его значительно снизилась. Поднимаемся почти сразу с начала движения. Дорога - когда-то похоже был асфальт. Как можно быстрей съезжаем на жесткие грунты в сторону границы. Нам везёт - несмотря на лужи ехать можна.  Вынужденно вспомнили особую технику езды по лужам - подняв ноги по-выше

Делаем перекус в "арыке". И вот как на ладоне Котовск. Дальше план таков: ехать не особо далеко отъезжая от железки, чтобы по ходу сесть в электричку. Но до него надо спуститься в ноль и подняться. Почти все речушки берут здесь начало. Удачно грузимся в полупустой вагон и благополучно доезжаем в Одессу на ж/д вокзал. Откуда путь домой.

 

 

За день пройдено 96км

 

5. Итоги туристского спортивного похода, выводы и рекомендации.

5.1 Заявленная нитка похода и пройденный нами маршрут была составлена согласно «Методике категорирования спортивных велосипедных походов»
Несмотря на некоторые изменения в нитке маршрута при прохождении, маршрут может быть оценен третьей категории сложности.
5.2 За 7 ходовых дней пройдено 511 км, из них 202 км грунтовых дорог и 5028 метров общего набора высоты. Несмотря на некоторые изменения в нитке маршрута при его прохождении, поход вполне соответствует требованиям, предъявляемым ФСТУ к походам третьей категории сложности.
5.3 Хорошие погодные условия были в общей суммы два полных ходовых дня, дожди три с половиной, сильный туман 1,5дня. Но хорошая физическая и моральная подготовка  участников похода позволили обеспечить хороший темп прохождения маршрута.
5.4 Поломок велосипедов не было благодаря заблаговременной подготовке и выбору правильной антипрокольной резины.
5.5 На маршруте есть целый ряд достопримечательностей как природного так и историко-культурного характера, что сделало поход интересным не только со спортивной, но и с познавательной точки зрения.
5.6 Участники похода приобрели опыт передвижения на велосипедах по горным дорогам с разбитым грейдерным покрытием и глубокими колеями, преодоления заболоченных участков местности с грузом и велосипедами, опыт ориентирования на местности, опыт ремонтных работ, повысили свое мастерство, уровень физической подготовки.Все участники велопохода выдержали походные испытания, получили хороший опыт спортивного велопохода по сложным и тяжелым дорогам и могут быть допущены в дальнейшем к участию в походах четвертой и пятой категории сложности.

 

Список литературы

 

  1. Методика визначення категорій складності походів з велосипедного туризму. Затв. Призидією ФСТУ 25.02.06. Інформаційно-методичний збірник, № 10, Київ, 2006
  2. Крупенников И.А. Дорогая природа Молдавии. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1982.
  3. Пилат И.Н. Туристские маршруты Молдавии. – Кишинев, Тимпул, 1981.
  4. Перечень пунктов перехода и правила пересечения границы с Молдовой http://ci.uz.gov.ua/c/moldova/agr_gov_borders.html .
  5. Информация о Молдове http://www.turism.md/rus/repofmold
  6. Памятники природы Молдовы http://www.iatp.md/arii/text/ru/monument.htm
  7. Монастыри Молдовы http://incom.travels.md/new.htm, http://www.moldova-hike.com/terra-look-6upak1-ru.html
  8. Пещерные монастыри http://labirintmrg.narod.ru/NewPulse/Tematika/Monostyr/Moldowa/Moldowa.htm    
  9. Ущелье Ципова http://www.romantik.od.ua/reports/moldavia.html

     10. Монастыри и церкви http://mcc.md/larbi/churches.htm

     11. Ципова http://time.moldtelecom.md/~titanic/moldova/tipovo.html

     12. Программа Google Планета Земля. Обзор местности для создания треков велопохода, обзор фотографических материалов. Создание графиков.

     13. Электронная энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org

     14.  Библиотека основные велопоходов спортивного туристского клуба «Одесса» http://shatuny.narod.ru/pohod.htm

    15.   В.Г. Шевчук «По родному краю на велосипеде»



Обновлен 24 дек 2012. Создан 10 дек 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
http://infohttp://info.bigmir.net/list/11/7http://www.banner.kiev.ua/rules4.bigmir.net/http://bbn.http://bigbn.com.ua/index/rulescom.ua/rules.phphttp://members.mbn.com.ua/add.htmllist/11/74